Алексей Кислов
Заведующий кафедрой онтологии и теории познания Уральского федерального университета (Екатеринбург), кандидат философских наук. Специалист в областях современной логики, концептуального моделирования, интеллектуальных систем, когнитивных исследований и культуры интеллектуального досуга. Автор книг «Логика в гуманитарных контекстах» (2009), «Системный анализ и принятие решений» (2009)
Школа развития логики: культура интеллектуального досуга
«Решение головоломок дарит нам особый опыт откровений, и на этот не лишенный радости путь познания поколение за поколением вступают те, для кого пифагорейский союз (σύστημα) открыт хотя бы по выходным дням и в минуты досуга».
Алексей Кислов
Школа мышления
Школа логического мышления будут рассмотрены два аспекта:

«Культура интеллектуального досуга» — раскроет эвристический потенциал такого феномена, как головоломки и прочие «умные развлечения», а также индивидуально-образовательные (тренинговые) и социально-развлекательные (клубные) доминанты организации интеллектуального досуга.

«Решение интеллектуальных задач, или Непринужденные игры разума» — покажет возможности игрового обсуждения серьёзных вопросов оптимизации интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты
•владение основными навыками рационального мышления;
•умение использовать интеллектуальные методы принятия решений: проводить эффективный анализ, строить логически безупречные рассуждения и выдвигать корректные гипотезы;
•опыт решения интеллектуальных проблем различного уровня;
•опыт самодиагностики способностей к решению интеллектуальных задач, к эффективному принятию решений в нестандартных ситуациях.
Культура интеллектуального досуга
Речь пойдет о таком редко обсуждаемом культурном феномене, который органично сочетает в себе как непростые аспекты интеллектуальной сферы, так и особенности сферы досуга — о головоломках и прочих «умных развлечениях». Основой послужит «история в лицах» — творческие судебы корифеев интеллектуальных развлечений (Л.Кэрролл, С.Лойд и др.), собирателей и сочинителей головоломок: от балаганно-ярмарочного духа картонных поделок, до инженерных «кунстштюков» и выступлений перед Лондонским королевским научным обществом. Подробнее познакомимся с самыми известными головоломками, закрепим навыки решения и самостоятельного сочинения интеллектуальных головоломок различного уровня. В прикладном ключе рассмотрим кросс-культурный характер интеллектуальных развлечений, поэтику «головоломных» задач и риторику их решений, единую среду дружественных головоломкам феноменов культуры (mental holiday, eduteinment, «научный глянец», science art и др.).

Решение интеллектуальных задач, или Непринужденные игры разума

В игровой форме будет предложена практическая типология интеллектуальных задач, которые могут стоять перед тем, кто принимает решения в научно-исследовательской, организационно-управленческой, проектной или экспертной деятельности.

Сначала спустимся в «подвалы рациональности» (эвристика и интуиция, «интеллектуальные артефакты»). Затем привыкнем не обращать внимания на «трюки слов» (софизмы, парадоксы, смеховые языковые игры), освоим «азы формализации» (алгоритмы и методы решений), обсудим «блеск и нищету» косвенных рассуждений (методика допущений). Узнав всю правду о «возможных мирах» (выбор альтернатив), увлечёмся «модой на модальности» (решения в ситуациях с неполной информацией). И наконец, оставим «надежды системного анализа» там, где уже «никто не хотел рассуждать». Весь этот путь будет обильно снабжён задачами-головоломками: обсуждать и решать их — одно удовольствие, а задавать их потом друзьям и знакомым — другое.

Photo credits: Bogdan Seredyak/Flickr/CC BY 2.0

All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.
Made on
Tilda