«Люди не любят и плохо умеют претворять в жизнь чужие идеи и решения. Особенно тяжело это дается тем, кто действительно меняет мир, порождая новое. Поэтому так важно уметь мыслить о мире не в одиночку. Действительно глубокое совместное мышление дает шанс на осознанный выбор направлений нашего развития. Особенно сегодня, когда всю сложность и динамичность реальности не способно удержать мышление одного человека. Необходимо придумать способы осознанного управления в мире, в котором скорость самостоятельного изменения основополагающих систем существенно превышает скорость, с которой люди способны исследовать эти системы».
История создания
Французская Школа «Анналов», созданная М. Блоком и Л. Февром в послевоенный период и издававшая одноименный журнал, ставший на долгое время лидером данного историографического направления, фактически оформила и популяризировала культурно-исторический подход и соответствующий ракурс рассмотрения мышления человека через призму той исторической эпохи, которой он принадлежит. Заданное направление катализировало множество работ на тему особенностей мышления в Древнем Египте, европейском Средневековье, семантического анализа древних текстов и т.д. Большинство этих работ, будучи известны узкому академическому кругу, до широкого читателя в России дошли только в 90-е гг.
Параллельно с началом активной деятельности Школы «Анналов» во Франции в России в МГУ возник Методологический (сначала назывался Логическим) кружок. В рамках кружка обсуждалось множество вопросов, связанных с методологией мышления, алгоритмикой мышленческих операций, категориями истинности и ложности отдельных мышленческих конструкций в рамках того или иного подхода, что, в конечном итоге, привело к появлению и распространению понятий предписаний и протоколов по отношению к мышлению человека. Методологический кружок продолжал традиции деятельностного подхода, заложенный еще в предыдущий период и рассматривал мышление в деятельностной парадигме. Понимание того факта, что различные протоколы эффективны в различных деятельностях и нужно иметь некое «надмышление», которое способно оценить в каких деятельностных ситуациях применим тот или иной протокол, и привело к появлению понятия особого «методологического мышления», связанного с особым типом рефлексии, с чем и была связана смена названия с «Логического кружка» на «Методологический». Таким образом, еще в эти годы были поставлены вопросы, разбираемые современной Школой Мышленческих Протоколов. К концу 70-х годов кружок распался, а сами методологи (как стали называть людей, вовлеченных в контексты деятельности кружка) увлеклись технологией ОДИ (орг-деятельностных игр), созданной Г.П. Щедровицким, и выпустили из фокуса рассмотрения рассмотренную выше проблематику.Образовательный процесс, обучение
Формирование мышления
и умения работать в группе в проактивной позиции
Трансформационный процесс, развитие
Проработка сложных тем, преодоление ограничивающих убеждений, появление нового ракурса, “смещение”
Порождающий процесс, деятельность
Объединение специалистов из разных сфер вокруг общей значимой темы, генерация идей проектов
Примеры задач и кейсов, разбираемых в рамках курса
Занятие 1.
«Введение в подход»
Занятие 2.
«Содержательная разработка темы»
Занятие 3.
«Приемы создания парадоксальных задач»
Занятие 4.
«Решение парадксальной задачи и конференция, как процесс совместного мышления»
Занятие 5.
«Освоение результатов решения парадоксальной задачи»
Занятие 6.
«ЭПИЛОГ. Рефлексия и подведение итогов курса»