Технологии мышления в китайской традиции и их применение в современном мире
Преподаватель
Бронислав Виногродский
Китаевед, переводчик, общественный деятель. Возглавляет российскую часть Экспертного совета Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития, занимается исследованием древних когнитивных моделей на примере китайской матрицы

«Мыслительное действие совершается посредством усилий во времени, которые производятся с образами и понятиями. Понятия должны быть осознанными, а образы должны быть правильно переживаемыми. Время — это ощутимая последовательность переживания образов. И время можно правильно проводить через пространство духа, только правильно осознавая осмысленные понятия. Тогда обстоятельства всегда воспринимаются как отражение осознанного осмысления в понятиях образа мира в ощутимых переживаниях. То есть последовательность ощущений, переживаний, образов, понятий, смыслов и действий обретает правду. А за правду и жизнь не жалко отдать».

Описание
На протяжении почти всей истории императорского Китая существовала государственная система экзаменов, которая позволяла готовить и отбирать на высшие посты эффективных чиновников. Основу традиционного китайского образования составляли «Пятикнижие» (У Цзин) и «Четверокнижие» (Сы шу), образуя свод текстов, сопоставимый по своей значимости для китайской цивилизации с Библией. Классические конфуцианские тексты — образец технологичности и структурности. Их заучивали наизусть, и на государственных экзаменах соискатель должен был написать «эссе» на понимание этих текстов. Форма и объём работы очень жестко регламентировались. То есть будущий управленец должен был обладать необходимым набором знаний, которыми он мог бы очень точно оперировать.

В этом курсе будут рассмотрены два текста «Великое учение» (Да сюэ) и «Равновесие и постоянство» (Чжун юн). Изначально эти тексты были частью «Книги об обрядах» (Ли цзи, одна из книг Пятикнижия), а потом вместе с текстами «Лунь Юй» и «Мэн-цзы» составили «Четверокнижие» — свод канонических текстов, избранный в XII веке Чжу Си как введение в конфуцианство и обязательные для государственных экзаменов.
Это тексты о самосовершенствовании и понимании устройства мира через практики ментальных действий. Суть и цель «Великого учения» заключается в том, чтобы ясно понимать, как сохранять ясность в действиях своего сознания.
Толкование трактата «Гуй Гу-цзы» «Управленческая коммуникация и переговорная практика» (4 в. до н.э.). Этот древний текст приписывается различным легендарным и историческим авторам, и построен он на предпосылках даосского толка, в основе которых лежат концепции алхимического взаимодействия с реальностью. Что такое «управленческая коммуникация» и «алхимическое действо»? Управленческая коммуникация — это совокупность процессов сообщения смыслов, составляющих суть действий, направленных на решение управленческих задач. «Следование и изучение древности — это то, что делает человек мудрости меж Небом и Землей, и потому он впереди всех живых существ» (Гуй Гу-цзы)